В День рождения Высоцкого
В День рождения Владимира Высоцкого, 25 января, в «Доме Игумновых» в Лебедяни прошёл культурно-просветительский вечер «Высоцкий. Игры воображения». Перед этим лебедянцы собрались на «импровизированный митинг» у барельефа барда на улице Ленина.
На встрече у барельефа лебедянцы читали стихи, а из автомобильной магнитолы жителям подпевал родной хриплый голос с гитарой.
Вспомнили и инициаторов открытия в Лебедяни памятного «угла» поэта – барельефа с мемориальной доской, которые разместились на одном из жилых домов у перекрёстка улиц Ленина и Тульской. Вспомнили тех, кому пришла в голову идея проводить в Лебедяни «дни Высоцкого»:
– Спасибо Хрипченко, спасибо Пашинцеву, – подчеркнул Александр Ларин, вспомнив бывшего главу города, вспомнив директора Дома Игумновых, – именно с них начинались «Встречи Высоцкого» в Лебедяни.
Разговор о Высоцком продолжился, по традиции, в культурном центре «Дом Игумновых». На этот раз организаторы встречи приготовили для гостей просветительскую программу, темой которой стало творчество Высоцкого в изобразительном искусстве. На экране сменяли друг друга рисунки Михаила Шемякина на песни и стихи Высоцкого, плакаты Михаила Златковского, раскрывающие образ поэта, а из колонок пел сам «именинник» (в этом году Владимиру Семёновичу исполнилось бы 83): «Я не люблю», «Кони привередливые», «Райские яблоки»…
Зал, увлечённый мыслительным процессом, – «игрой воображения», сотворчеством – расшифровывал сюрреалистические детали Шемякина, парадоксальные образы Златковского. Временами процесс затруднялся – публика с художниками не соглашалась, отказываясь принимать того Высоцкого, которого увидели в изображениях. Восхищения перемежались спорами, комментарии перерастали в дискуссии. Кульминацией вечера стало выступление Владимира Башарина – его иллюстрация, посвящённая образу Высоцкого, вобрала в себя весь спектр зрительских эмоций: от неприятия и критики до вопросов и восторгов.
Вячеслав Петрухин, традиционно читающий Высоцкого на каждой встрече, весь вечер сидел на задних рядах, терпеливо и сдержанно оценивая программу. Наконец, в финале встречи вышел к залу, устало сел в кресло и сказал:
– Я настолько перегружен образами, что позабывал всего Высоцкого. Недавно переслушал одну из его спортивных песен – «Кто за чем бежит»: «На дистанции – четвёрка первачей, – / Каждый думает, что он-то побойчей…» Для меня она всегда была именно спортивной – про амбиции, про азарт… А тут вдруг переслушал (заканчивается она так: «Отделяются лопатки от плечей – / И летит уже четвёрка первачей») и понял – тут же глубина какая, смысл! И теперь для меня эта песня – не спортивная, а философская: не важно, кто за чем бежит – у каждого свой путь на земле.
– Слава, ну грохни уже! – грянул с первых рядов баритон Владимира Андреевича Башарина. И тогда Петрухин всё вспомнил.
И зал – как всегда, по традиции – подхватил «Песню о друге». Слаженно-камерно и, хочется думать, – переосмысленно.
Павел Пономарёв. Фото автора.